Вот и пришла пора познакомиться ближе с двумя величайшими Учителями Адвайта-Веданты. Но для начала нам нужно доставить несколько неприятных минут западным "знатокам" и не только им. Напомню: Блаватская ничтоже сумняшеся употребляла термин индуизм, как будто знала, что это такое. Но нельзя ведать несуществующее. Объяснюсь...
Шанкару очень часто пытаются втиснуть в прокрустово ложе так называемого индуизма: дань невежеству. Знающие люди стараются это слово произносить как можно реже: индуизм - фиктивный термин, обозначающий то, чего в реальности нет. Индуизм - это абстрактная концепция, якобы объединяющая, а на самом деле сваливающая в непотребную кучу совершенно несовместимые и антагонистичные взгляды и доктрины. Я так резок и нетерпим здесь вот почему. Философии Шанкары и Рамануджи, дополняя друг друга, обнаруживают между собой вопиющие противоречия по важнейшим пунктам, однако и того, и другого часто называют философами индуизма. И при том ни один из индийских или западных ученых так и не смог дать четкую и точную характеристику-определение так называемому индуизму просто потому, что как такового индуизма нет и никогда не было. Индуизм - это попытка совместить несовместимое. Оно и понятно: Шанкара знаменитейший, влиятельнейший и авторитетнейший мыслитель в вопросах метафизики, психологии и религии. Но внутренняя связь между Шанкарой и индуизмом в сущности слаба и поверхностна; Адвайту Шанкары справедливее будет назвать буддийским явлением, чем индуистским. Ведь индуизм - это просто народная религия, а Адвайта-Веданта - это сакральное духовное Учение, вряд ли пригодное для широких масс. Адвайта - это внутренняя, тайная Доктрина всех религий, вероучений и систем. Сам Шанкара неоднократно подчеркивал, что тот, кто постиг суть Учения Адвайты, кто достиг слияния с Брахманом, не может уже более называть себя ни брамином, ни кшатрием, ни вайшьей, ни шудрой, ни мужчиной, ни женщиной, ни толстым, ни тонким, ни богатым, ни бедным, ни молодым, ни старым, - то есть все мыслимые самоотождествления отбрасываются, и остается только чистый Дух, Брахман. Но невежды продолжают вешать на Шанкару ярлыки "индуист", "индус", и т.д., не понимая, что Сам Шанкара не имеет к ним никакого отношения. К чистому Духу, Брахману, выразителем Которого является Шанкара, не применимы такие ложные понятия, как каста, национальность, страна, государственная принадлежность, и т.д. Все эти пустые и бессмысленные понятия выдумали политики с целью обмана и подчинения своей власти масс народа. Понятно, что Шанкара, со своим стремлением освободить людей от тирании догм и предрассудков, входит в противоречие с действиями нечистоплотных политиков. Философия Шанкары по праву принадлежит всем живущим на Земле разумным людям без исключения, и совсем не ограничивается узкими рамками одного индуизма или еще какого-либо культового комплекса. Титул Шри Шанкарачарьи - Джагад Гуру, т.е. Учитель, Гуру всего мира, всей Вселенной.