Из четырех Вед - Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы - Ригведа является основной, ресурсом, а остальные три по большей части содержат гимны Ригведы, аранжированные удобным для их исполнения при жертвоприношениях/яджнях образом. Гимны Ригведы состоят из молитв, обращённых ко многим божествам: Агни, Митре, Варуне, Индре, Соме, и др. Жертвоприношения богам состояли в возлиянии очищенного коровьего масла и других веществ (напр., сомы) в жертвенный огонь, в сопровождении гимнов и песнопений в их честь. Эти божества считались (внимание!!!) реальностями, некими сущностями, всех явлений природы и руководили ими (т.е. стихиями), как, например, огнём, солнцем, ветром, дождём, и проч., от которых зависят такие важные моменты, как жизнь, земледелие и благосостояние. Природа, хотя и населённая различными божествами, считалась подчинённой некоторому основному закону (называемому рита, а впоследствии - дхарма), справедливо управляющему всем миром, - предметами природы, так же как и живыми существами. Проявлением этого закона является не только сохранение божественного плана и упорядоченности среди планет и других объектов, но и установление справедливости.
Вера во многих богов называется политеизмом; поэтому очень часто говорят, что Веды политеистичны. Но это неверно. Каждый бог, когда к нему обращаются с молитвой, превозносится в гимне как верховный Бог, творец Вселенной и Владыка всех богов. Если ведийские поэты-кави действительно верили в то, о чем они говорили, тогда политеизмом и не пахнет. Это тем более вероятна, так как в Ригведе мы встречаем места, где ясно утверждается, что разные божества служат лишь проявлениями Единой, лежащей в основе всего Реальности. "Единая Реальность называется мудрецами по-разному: Агни, Яма, Матаришва..." (Экам сад випра бахудха ваданти...). Поэтому становится возможным рассматривать каждое божество как верховное.
Ведийское мышление всегда эволюционировало: идея Бога постепенно развивалась от мнимого политеизма к монотеизму, то есть к вере в единого Бога (Тад Экам). Но это не просто транзитивное (временн
ое) явление; даже в своей наиболее развитой форме индийский монотеизм сохраняет веру в то, что хотя Бог и един, он проявляется, манифестируется во многих богах, причем каждому из них можно поклоняться как форме/мурти верховного Божества. Даже в настоящее время в Индии имеются различные культы, - шиваизм, вишнуизм, и т.п., - процветающие рядом друг с другом. Почти каждый из них основывается на философии Единого верховного Бога, - часто даже единой всеобъемлющей Реальности. Это надо понять, чтобы раз и навсегда избавиться от иллюзии двойственности, а, тем более, многобожия Вед. Арии всегда это подчёркивали особо!