Прежде чем подступить к центральному понятию всех Вед и Упанишад - жертве, необходимо прослетить идеи и стадии развития учения Веданты. Исходя из этого, можно установить три стадии в развитии Веданты:
1) созидательная стадия спонтанного духовного творчества, представленная текстами Божественного Откровения Шрути - ведийскими произведениями, состоящими главным образом из Упанишад; основных Упанишад Традиция насчитывает от 10-ти до 15-ти: 10 Упанишад (Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайттирия, Айтарея, Чхандогья и Брихадараньяка; причем Шанкара комментировал не исходный текст Мандукья-Упанишады, а комментарий (Карику) на него знаменитого Учителя Веданты Гаудапады) точно истолковывались Шанкарой в его бхашьях, а об авторстве остальных комментариев до сих пор идут споры. Например, Рамакришна Матх отдаёт авторство Шветашватаропанишад-бхашьи Шанкаре. Основные идеи Веданты, УСЛЫШАННОЕ СВЫШЕ, выражаются здесь главным образом в форме поэтических прорицаний и мистических интуиций СЕМИ МУДРЕЦОВ, просветлённых пророков-риши;
2) стадия систематизации, представленная "Брахма-сутрой", которая собирает путём компиляции, систематизирует и отстаивает (защищает) идеи, высказанные на предыдущей стадии;
3) стадия разработки, представленная всеми произведениями - от главных комментариев до тех идей и аргументов, которые приняли собственно философские формы, обращающиеся не просто к раннему авторитету, но также и к самостоятельным рассуждениям. Хотя и можно рассматривать философские проблемы каждого из этих периодов в отдельности, однако мы рассмотрим их в одной части. Сами ортодоксальные индийские авторы рассматривают идеи этих следующих друг за другом стадий как единый, цельный, неотделимый от источника, развивающийся и разветвляющийся в своём развитии поток. А нам надо для понимани рассмотреть теперь в общих чертах развитие Веданты в Ведах и Упанишадах.